Главный тренер кроссовой трассы в Петрово-Дальнем:
Мастер Спорта Международного Класса, трехкратный Чемпион СССР по эндуро, 1974, 1977, 1978 года, двукратный Чемпион Москвы по мотокроссу — Ярыгин Александр Иванович.
От первого лица:
2020 год.
На дворе межсезонье, перерыв в тренировках, вечер длинный, и есть время подумать о планах на зимний сезон, вспомнить какие-то моменты из прошлого: как оказался на много лет в мотоциклетном мире.
Во второй половине 50-х годов прошлого века, в крошечном поселке среди леса, где жили несколько десятков человек — появился первый мотоцикл. У основной массы и велосипедов не было, а отец приобрел легендарный ИЖ49 – не новый, но в хорошем состоянии.
Люди старшего поколения помнят этот. простой мотоцикл и его особый, четкий выхлоп. Эхо этого выхлопа было слышно в лесу задолго до того, как отец возвращался на нем с работы. Можно было успеть побежать навстречу, сесть впереди отца и проехать круг по поселку. Это было первое знакомство с мотоциклом.
Позже такие же мотоциклы появились у двух моих дядек (работала реклама отца), и с 12 лет у меня потихоньку появилась возможность осваивать езду. Катался, конечно, в безлюдных местах, по полевым тропинкам.
Когда подрос стал осваивать лесные дорожки. Наверное, это помогло в будущем, когда стал участвовать в соревнованиях по «многодневке» (теперь это эндуро).
Следующим этапом стал переезд в город, где позже при заводе заработала секция мотокросса.
Первопроходцем стал старший брат, а я «на хвосте», и оказался среди тех, кто пытался освоить неведомый до этого вид – мотокросс.
Мотоциклы были мало похожи на кроссовые, но этого мы не знали и пытались выполнять установки тренера.
Позже появились чешские мотоциклы, на которых еще в первой половине шестидесятых годов выигрывали Чемпионаты Мира.
Это была другая планета.
Годы шли. Брат уехал на учебу в Москву в ГЦОЛИФК (Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, сегодня — Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК, чаще всего используется сокращенное название РГУФКСМиТ).
Через 4 года, по проторенной дороге, туда же направился и я.
Хороший тренер, интересные тренировки, много соревнований, и в 1974 году со сборной Москвы мы выехали на чемпионат СССР по многодневке в Карпаты. Тяжелее соревнований я, конечно, не видел. Пять дней, без нормального отдыха в непросохшей амуниции и возможности ремонта, проездить несколько сот километров по горам – это очень и очень непросто.
Наверное, новичкам везет – вытерпел, доехал, вернулся с золотой медалью в классе 125см. В этом же, 1974 году, старший брат — Геннадий — победил в классе 250 см.
Больше такого (семейного года), к сожалению, не получилось, хотя и позже мы выигрывали чемпионаты СССР, но в разные годы.
Удачным получился сезон 1977 — 1978. Выиграл чемпионат СССР в классе 125см, (многодневка), Чемпионат Москвы по мотокроссу и самая большая награда – это рождение дочери в 1978 году, которое почти совпало по времени с соревнованиями.
Последняя реальная возможность выиграть была в 1981 году, но проблемы с мотоциклом не дали это сделать – в результате бронзовая медаль.
Годы прошли, сменились поколения спортсменов, мотоспорт жив, благодаря, в первую очередь — родителям. Так что жизнь продолжается, тренировки идут, а значит — все будет хорошо!